Читая описание жизни угодника Божия, основанного на самых достоверных фактах, тем более не оспоримых, что при открытии святых мощей его некоторые из самых близких к нему служителей и граждан Ростова, знавших коротко святителя, были живы, каждый может убедиться, что он, помышляя только ежеминутно о Создателе, старался всегда угождать Ему, исполняя в строжайшем смысле все обязанности, предписанные христианской религий, имея одну цель, одно желание — удостоиться вечной жизни. Он твердо помнил наставление святого Иоанна Златоуста: «Егда обленишься прилежати о брате, невозможеши инако спастися. Аще и вся исправим, а ближнего не пользуем, не внидем в Царство». Потому считал главнейшей обязанностью своей по примеру святых апостолов и отцов беспрестанно учить и просвещать христиан, ему вверенных, в то время весьма мало образованных.
Совесть архипастыря могла быть совершенно спокойна: едва ли кто из российских иерархов написал более его. Посвященный в иеромонахи на 24-м году, в который стал писать, и скончавшись не достигнув еще 58-ми лет, он, кроме 12-ти огромных книг Четиих-Миней, стоивших 20-летних занятий, сочинил:
«Алфавит духовный, или нравоучительные увещания по письменам алфавитным начинаемые, в 33 главах, а на конце присовокуплено пять богомысленных размышлений или молитв под именем стихословий». Книга эта написана им еще в Малороссии.
«Руно Орошенное», то есть сказание о чудесах, происходящих от иконы Пресвятой Богородицы в Черниговском Ильинском монастыре. Тоже писано в бытность проповедником при архиепископе Лазаре Барановиче, а на конце помещено несколько стихотворений.
«Апология во утолении печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении, составленная». В ней содержится разговор утешающего со скорбящим. Сочинена в Малороссии.
«Краткий катехизис с вопросами и ответами о вере».
«Благодарственное размышление о Страстях Христовых».
«Целование удов или ран Господа нашего Иисуса Христа.
«Плач на погребение Христово».
«Поклонение Святой Троице».
«Поклонение Господу нашему Иисусу Христу».
«Поклонение Пресвятой Богородице».
«Рассуждение о причащении Божественных Таин».
«Поклонение Пречистым Христовым Тайнам».
«Молитва исповедания повседневного».
«Исповедание грехов генеральное».
«Молитва, или краткое воспоминание Страстей Христовых».
«Врачество духовное на смущение помыслов со многими примерами».
«Духовное обучение внутреннего человека, в клети сердца наедине поучающегося и молящегося втайне».
«Зерцало православного исповедания».
«Краткое христианское нравоучение».
Перевод «Послания святого Хрисогона к Анастасии».
«Изречение суда от неверных иудеев на Иисуса Христа».
«Дванадесят статей уверительных о пресуществлении Евхаристии».
«Летопись, сказующая деяние от начала миробытия до Рождества Христова».
«О начале славянского народа до нашествия татар и притом история города Киева».
«Розыск о раскольнической вере».
Поучительные слова, коих в издании сочинений святителя 1840 года помещено сто, весьма пространных, в том числе, 5 сказанных в Малороссии и 3 надгробных слова при поминовении боярина Юшкова, боярина Грибоедова и архимандрита Иннокентия Гизеля. Но поучения его не все еще собраны и по показанию сочинителя «Исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина» их ныне находится до 30-ти между рукописями книгохранилища Новгородского Софийского собора.
Сверх показанного числа сочинений угодника Божия многие еще не изданы в свет, как то:
«Служба девяти мученикам Кизическим», составленная еще в 1694 году. Она находится в Московской Патриаршей библиотеке рукописная.
«Летописание краткое Константинопольских царей и патриархов православных и еретиков и о княжении Киевских и Владимирских, и Московских князей, и о благочестивейших царех и Святейших патриархах Всероссийских». Собрано от многих летописцев скорого ради приобретения и ведение. Хранится в рукописях Александро-Невской академии.
«Каталог, или Летописание бытности архиереев Российских, где могло о которых известитися в писании и явно в книгах летописцев российских и каталогов, и Синопсиса киевских, и памятников, и из Житий святых и Прологов, и из иных разных по летам бытности их от сотворения мира и от Рождества Христа, Спасителя мира». Список сей книги находится в разных библиотеках.
Не взирая на вышеизложенные богословские и исторические занятия, св. Димитрий занимался еще сочинением драм. Аллегорическая драма «Кающийся грешник», драма «Рождество Христово», драма Успенская, драма Димитриевская, драма «Эсфирь и Агасфер», «Воскресение Христово». Все эти драмы в стихах с рифмами сочинены по силлабическому размеру. Святитель писал их в Малороссии, где драматические представления в его время были в частом употреблении и в уважении, как у духовных, так и у светских. Списки некоторых из них лежат в Патриаршей библиотеке и в Ростове.
Угодник написал еще многие духовные псальмы и канты стихами, известные везде в России, как то: «Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в Боге полагаю», «Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость». Наконец, «Дневные записки» с присоединением писем, собранных в книге под названием «Эпистоляр».