Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, принадлежит к числу тех церковных деятелей, которые благочестие и духовно-молитвенный подвиг сочетали с просветительным деланием. Молитвенник и подвижник благочестия, прославленный Святою Церковью и причисленный к сонму святых. С другой стороны, он — видный просветитель и ученый, самый лучший представитель в кругу киевских ученых, трудившихся над делом русского просвещения.

«Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей-христиан, Саввы и Марии, законным образом сочетанных, во граде Макарове, седмь миль от Киева. Дано мне имя Даниил, и крещением святым просвещен месяца декабря. В том 1651 году была война Радзивилова и Киев спасен», — так записал о своем рождении Святитель.

В 1684 году архимандритом Киево-Печерской лавры был назначен Варлаам Ясинский. От своих предшественников, вместе со званием архимандрита, он наследовал мысль о великом труде составления житий святых. Этот труд был тем более необходим, что вследствие татарских набегов, литовских и польских разорений, Церковь лишилась многих драгоценных духовных книг. Отыскивая способного человека, Варлаам остановил свое внимание на Димитрии, который уже прославился ревностью к душеспасительным трудам. Выбор его был одобрен единодушным согласием прочих отцов и братии лавры. Тогда Варлаам обратился к Димитрию с просьбой переселиться в Киевскую лавру и принять на себя труд исправления и составления житий святых. Так, Промыслом Божиим святой Димитрий призван был к великому делу составления Четиих-Миней и принес величайшую пользу всему народу.

Много потрудился митрополит Димитрий в борьбе с расколом старообрядства, который в то время в епархии широко укоренился, захватив даже часть православного духовенства. Раскольники, раздувая губительное пламя ереси, толковали, что каждое учение ведет только к душевной погибели, и внушали недоверие к самим святителям, якобы отпадшим от источника Православия. Перемена государем прежних обычаев и одежды, слишком быстрый переворот древних правил волновал народ. В таких-то затруднительных обстоятельствах вынужден был святитель принять жезл правления.

Крайне прискорбны были такие явления для просвещенного защитника веры Христовой. Святитель решил по нескольку раз объезжать свою епархию, чтобы словом своим обличать закоснелое невежество отступников Церкви Православной.

Памятуя непрестанно слова Спасителя: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14), святой Димитрий отличался великим смирением. Достигнув высшего сана святительского, он сохранял то же смирение. К высшим был почтителен, к равным благосклонен, к подчиненным милостив, к несчастным сострадателен. В его сердце не было места скупости, любостяжанию и сребролюбию. Все подаяния и доходы Димитрий во всю свою жизнь употреблял или на церковные нужды, или на благотворение неимущим. О сиротах, вдовах, нищих и бедных святитель заботился как отец о своих детях. Все, что получал, он раздавал им, призывая к себе в крестовую палату слепых, глухих, хромых и убогих, предлагая им трапезу, давая одежды и оказывая другие милости. О своем бескорыстии и нестяжательности святитель сам засвидетельствовал в духовном завещании, составленном им за два с половиной года до кончины.

Читая описание жизни угодника Божия, основанного на самых достоверных фактах, тем более не оспоримых, что при открытии святых мощей его некоторые из самых близких к нему служителей и граждан Ростова, знавших коротко святителя, были живы, каждый может убедиться, что он, помышляя только ежеминутно о Создателе, старался всегда угождать Ему, исполняя в строжайшем смысле все обязанности, предписанные христианской религий, имея одну цель, одно желание — удостоиться вечной жизни. Он твердо помнил наставление святого Иоанна Златоуста: «Егда обленишься прилежати о брате, невозможеши инако спастися. Аще и вся исправим, а ближнего не пользуем, не внидем в Царство». Потому считал главнейшей обязанностью своей по примеру святых апостолов и отцов беспрестанно учить и просвещать христиан, ему вверенных, в то время весьма мало образованных.